Сети, IP-телефония, конференц-связь и данные: строим инфраструктуру для головного офиса и филиалов
Коммуникации в бизнесе играют определяющую роль. Для оперативных деловых контактов используются разнообразные каналы общения: телефонная связь, E-mail, чат и многие другие. Возможности технических средств связи обеспечивают незамедлительное получение необходимой для принятия решений информации — это способствует развитию бизнеса.
Существование разнообразных каналов общения с клиентами, поставщиками и контрагентами активизирует деловую деятельность, расширяет возможности по продвижению продукции.
Нацеленность бизнеса на постоянное взаимодействие с партнёрами предъявляет к средствам связи повышенные требования по надёжности, полнофункциональности и безопасности. Необходимые средства должны быть доступны работникам и в офисе, и в командировках. Связь постоянно нужна и мобильным сотрудникам.
Современные ИТ имеют все возможности по поддержке коммуникаций для бизнеса разного типа и масштаба. Малые и средние предприятия с числом сотрудников до сотен человек могут применять такие же технологии коммуникаций, как и международные корпорации.
ИТ-инфраструктура территориально-разнесённых объектов
Офисные сети — базовый элемент инфраструктуры предприятия. На рабочие места устанавливаются настольные ПК, сотрудники используют ноутбуки или планшеты. Это оборудование позволяет подключаться к сетевым ресурсам и обмениваться с коллегами информацией.
Бизнес использует централизованные вычислительные мощности и системы хранения данных. Центры обработки данных и СХД выделяются в отдельные сегменты ИТ-инфраструктуры, самостоятельными участками также являются LAN отделов и других подчинённых подразделений предприятия.
Сегменты инфраструктуры соединяются сетевым коммутационным оборудованием (концентраторами, мостами, маршрутизаторами). Совокупность связанных сегментов образует кампусную локальную сеть предприятия. Если предприятие работает с филиалами, то построение сетей ведётся в каждом из них.
Существующие технологии предполагают объединение сетей головного офиса и региональных отделений в единую ИТ-инфраструктуру. Такой подход делает возможным развёртывание IP-телефонии по всем площадкам предприятия.
Некоторые сегменты инфраструктуры, а также установленные на них сервисы, переносятся в облако или передаются на аутсорсинг.
Отдельные сети филиалов объединяются в единую структуру через Интернет или с помощью выделенных каналов. Созданную IT-инфраструктуру защищают по периметру, используя межсетевые экраны и фильтрацию трафика. Такие решения есть у лидера отрасли Cisco и российского разработчика S-Terra.
Бизнес-коммуникации
Коммуникационные каналы нужны бизнесу, но их разобщённость является негативным фактором. Считается, что для повышения эффективности нужны агрегированные решения, объединяющие в одном приложении все (или важнейшие) каналы коммуникации. Для доступа к бизнес-информации требуется интеграция такого решения с информационными системами предприятия (CRM или другими).
Основные коммуникационные каналы:
- IP-телефония,
- служба мгновенных сообщений,
- мессенджеры,
- корпоративный чат,
- пересылка файлов,
- E-mail,
- голосовая и видеопочта,
- факсы,
- СМС
Включаются в интегрированные бизнес-приложения, в том или ином сочетании входят в ПО для различных устройств.
На основе этих каналов могут строиться различные службы, например, регистрация присутствия, голосовые и видеоконференции, сервисы бизнес-аналитики.
Тренд в развитии каналов бизнес-коммуникации — технологии пакетной (IP) передачи данных.
IT-инфраструктура для головного офиса и филиалов является фундаментом для построения и функционирования среды бизнес-коммуникаций предприятия.
Сокращение расходов с IP-телефонией
Телефония — один из основных каналов общения в бизнесе. Однако, использование телефонных сетей общего назначения компаниям невыгодно из-за высокой стоимости переговоров.
Для проводной связи используется коммутация каналов: при наборе телефонного номера посылаются управляющие сигналы к АТС, которая устанавливает соединение, формирующее канал для передачи голоса.
В простом случае получается короткий канал связи: Абонент-1 — АТС — Абонент-2. Такая цепочка возникнет, если оба абонента подсоединены к одной телефонной станции. Если абоненты подсоединены к различным АТС, цепочка соединений будет включать две или несколько телефонных станций.
В междугородных или международных телефонных разговорах речевой сигнал проходит через несколько АТС, поэтому тарифы за разговоры между разными городами различны.
IP-телефония от телефонии общего назначения отличается тем, что голос и управляющие сигналы передаются не по телефонной сети, а через компьютерные сети (в том числе через Интернет).
Если оба абонента IP-телефонии подключены к компьютерной сети, то городская сеть не задействуется (и плата не взимается).
Если один из абонентов подключён к городской телефонной сети, а второй — к системе IP-телефонии, то в разговоре будет участвовать только АТС, к которой подключён первый абонент, а большая часть голосового общения будет передаваться через компьютерные сети. Такая передача уже не зависит от расстояния, значит разговор будет дешёвым.
Для бизнеса стоимость телефонной связи является ощутимой статьёй расходов, поэтому переход на IP-телефонию востребован и актуален.
Интеграция IP-телефонии с ИТ-инфраструктурой предприятия
Цифровая IP-телефония использует стандартный телефонный план выделения устройствам номеров. Каждый абонент сети имеет свой телефонный номер (или адрес). Внутри предприятия могут использоваться короткие номера. Корпоративная IP-телефония позволяет абонентам принимать звонки с городских телефонов и звонить на городскую сеть общего назначения.
Для выполнения звонков в ИТ-инфраструктуре предприятия устанавливается программная или программно-аппаратная АТС (PBX). Каждый подключённый к сети абонент (телефон, компьютер, смартфон) регистрируется в АТС, затем может принимать звонки.
В зависимости от условий работы некоторые абоненты могут получить прямые телефонные номера городской сети. Такие аппараты должны быть подключены к шлюзу с телефонной сетью общего назначения.
IP-телефония создаётся на действующей ИТ-инфраструктуре предприятия: стационарные IP-телефоны подключаются к компьютерной сети, звонить по ним можно стандартным способом.
На компьютеры устанавливается телефонное ПО (софтфон), разговор ведётся с использованием микрофонной гарнитуры, набор номера (и другие функции) выполняется через окно приложения.
Программные телефоны работают и через беспроводную сеть кампуса. Т.е., звонки в системе IP-телефонии можно выполнять и с ноутбуков, и с подключённых к LAN смартфонов (звонок будет идти через сеть, без тарификации со стороны оператора сотовой связи).
У мобильных пользователей подключение к корпоративной сети выполняется через Wi-Fi. Если сотрудник переходит из одной беспроводной сети в другую, то его устройство получит иной IP-адрес — это может привести к разрыву телефонного IP-соединения (проблему умеют решать умные сети Cisco).
Через телефонную сеть передаётся не только голос, но и управляющие сигналы: цифры номера, гудки, тональные последовательности, снятие трубки и др. Чтобы передавать такие данные через сеть, используют специальные протоколы. Самым распространённым протоколом в IP-телефонии считается SIP.
Протокол решает несколько задач. При соединении абонентов два устройства договариваются о том, как кодируются данные (существуют различные кодеки, преобразующие голос в цифровые данные, а цифровые данные в голос). После того, как кодек установлен, можно вести разговор. В задачи протокола входит и разделение данных на речь и сигналы.
Телефоны, использующие SIP-протокол, называются SIP-телефонами. Универсальное название для всех телефонов IP-телефонии — IP-телефон.
IP-телефоны — это сетевые устройства с назначенным IP-адресом. Программные телефоны — это сетевые приложения. Взаимодействие абонентов в сети происходит путем обмена пакетами данных.
Внутри сегмента LAN звонки осуществляются просто: зарегистрированный абонент через IP-АТС того же сегмента соединяется с другим абонентом. Никаких дополнительных преобразований данных (за пределами протокола телефонии) не происходит.
Иная обработка звонков возникает при соединении абонентов в разных сегментах сети.
Пакеты IP-телефонии проходят через сетевые маршрутизаторы. Маршрутизатор соединяет два или несколько сегментов. Чтобы определить маршрут, по которому нужно направить пакет, маршрутизатор выполняет некоторые вычисления — это требует времени. Если пакетов, проходящих через это устройство много, то могут возникнуть задержки, влияющие на качество телефонного общения.
Для обеспечения качества воспроизводимой речи, в сетях устанавливают маршрутизаторы с приоритизацией передачи пакетов. Такие роутеры пропускают потоковые данные без задержек, поддерживают ведение переговоров без искажения звука (в режиме HQ).
Голосовая конференц-связь, видеовызовы
На основе IP-телефонии создаются новые дополнительные сервисы.
Базовым сервисом считается ведение телефонной книги. Общая для всех пользователей (или групп) книга позволяет легко выбрать абонента и набрать нужный номер. Контакты из книги известны на всех устройствах, подключённых к системе. Если устройство позволяет отображать картинки и текстовые данные, то будет показана фотография абонента и другая доступная информация.
Данные между абонентами сети передаются в цифровом виде, они могут быть дополнительно обработаны и направлены к различным потребителям. На этом принципе построены системы конференц-связи.
Для проведения конференции можно пригласить участников, назначить время и провести совещание для обсуждения решений по оперативным вопросам.
Для групп участников разработаны IP-телефоны для ведения конференции в режиме громкой связи. Они приспособлены для подключения к общению сразу нескольких сотрудников. Команда может собраться в отведённом помещении (Conference Room) и вести обсуждение с другими участниками конференции, используя единственный телефон.
Над решениями IP-телефонии надстраиваются системы видеозвонков. Для осуществления таких вызовов используется специальный IP-телефон или компьютер с подключённой камерой.
Развитием голосовых конференций стали видеоконференции, участниками которых могут быть десятки абонентов корпоративной сети. Для проведения подобных мероприятий в комнатах для конференций устанавливаются экраны, на которые выводится картинка, показывающая участников.
Топовыми вендорами — производителями терминального оборудования для IP-телефонии являются компании Cisco, Avaya, Panasonic, Polycom.
Голосовые и видеоконференции востребованы бизнесом. Они экономят время работников и средства, которые ранее тратились на многочисленные командировки.
Решения компании Cisco Systems
Мировым лидером в создании коммуникационной среды для бизнеса является компания Cisco, развивающая систему унифицированных коммуникаций (Cisco Unified Communications). Решения в этой области основаны на IP-телефонии, масштабируемы и применимы к различным видам бизнеса.
Коммуникационные среды, использующие Unified Communications, строятся на базе сетевой инфраструктуры, в которой могут быть объединены несколько сетей филиалов.
Кампусные сети создаются на сетевом оборудовании Cisco. Решения SDN и DNA Center (центр управления сети) ведут мониторинг сети, обеспечивают безопасность, прогнозируют появление рисков и предупреждают о возникновении угроз. Сетевая аналитика, машинное обучение и интеллектуальные алгоритмы помогают подстраивать сеть под текущие цели и потребности бизнеса.
Для поддержки IP-телефонии в инфраструктуру сети могут быть установлены:
- серверы АТС,
- маршрутизаторы с приоритизацией пакетов,
- маршрутизаторы с предустановленными АТС.
Такое решение позволяет создать на базе сетевой инфраструктуры сеть корпоративной связи с заданной пропускной способностью и требуемым качеством обслуживания.
Телефонные станции Cisco работают с IP- и SIP-телефонами сторонних вендоров. Сама компания является крупнейшим производителем IP-телефонов, в том числе, с расширенным набором функций, видеовызовом и другими опциями.
Для мобильных и десктопных пользователей Cisco предлагает коммуникатор Jabber, поддерживающий унифицированный обмен сообщениями и другие технологичные решения.
Десятки программных и аппаратных решений Cisco создают полнофункциональную коммуникационную среду, отвечающую запросам бизнеса.
Решения С-Терра для оборудования Cisco
Сетевые маршрутизаторы, а также рабочие станции кампусной сети могут быть защищены ПО, разработанным российской компанией С-Терра специально для оборудования Cisco:
- Для установки на ПК и смартфоны применяется клиентское ПО для фильтрации пакетов и шифрования входящего и исходящего трафика.
- Для защиты каналов, используемых IP-телефонией и ЦОД в территориально-разнесённых сетях, применяются программные модули, встраиваемые в ПО сетевых шлюзов Cisco.
Эти и другие решения S-Terra позволяют создавать защищённые структуры, отвечающие требованиям принятых в России нормативных актов.
Коммуникационные системы в цифровизации бизнеса
Коммуникационные системы играют для бизнеса центральную роль, они влияют на:
- оперативность принятия решений,
- время исполнения поручений,
- организацию работы коллектива,
- структуру бизнес-планов.
Бизнес-коммуникации объединяют производственные процессы центра и филиалов, систематизируют информацию о работе сотрудников, о присутствии на рабочем месте и своевременности выполнения порученных задач. Такой мониторинг — основа для оптимизации бизнеса, а также для кастомизации процессов работы с клиентами и партнёрами.
Внедрение бизнес-коммуникаций создаёт условия для развития, активизирует и нацеливает работу предприятия на результат, а это открывает новые перспективы для бизнеса!
Компания ВИСТЛАН — официальный партнёр Cisco с 2007 г. обладает опытом ведения технических проектов по внедрению систем IP-телефонии, голосовой и видео-конференц-связи. ВИСТЛАН выполняет проектные работы в городах и регионах России.
- Комментарии
Менеджеры компании с готовностью ответят на ваши вопросы и оперативно подготовят коммерческое предложение.
|
Задать вопрос
|